Мастер-классы
Условия проведения мастер-классов
Регламент
- Длительность – 2 часа;
- Формат – выездной мастер-класс в любом городе РФ (обсуждается) либо «дома» (в Волгограде);
- Максимальное количество участников – 20 человек;
- Эксперты по обсуждаемой проблеме – приглашаются ведущим мастер-класса (на его усмотрение).
Кому рекомендован мастер-класс
- научные сотрудники;
- преподаватели;
- аспиранты;
- магистранты.
Тайминг
- Вступление спикера – 5 минут;
- доклад выступающего – 45 минут;
- вопросы и ответы на них – 10-20 минут;
- заключение эксперта (экспертов) – 20 минут;
- свободная дискуссия – 15-20 минут;
- заключение спикера – 5 минут.
Мифологическая история времени
Проблематика мастер-класса
Время – это основная характеристика нашего мира, наряду с пространством, на которой строятся существующие представления обо всем, что нас окружает.Ни одно событие или явление не может быть охарактеризована без указания на время. В современных науках время выступает неотъемлемой метрикой, позволяющей установить факты и сопоставить их между собой. Этим объясняется высокий интерес ко времени как универсальной категории. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие времени является очень сложным для восприятия. Проблема заключается в том, что существующая теория физики объясняет лишь отдельные свойства времени, в связи с чем сохраняется неопределенность в отношении сущности времени. Чтобы лучше понять природу и значение времени, проследить эволюцию его понятия, предлагается пройти мастер-класс о мифологическом представлении о нем.
Задачи:
- определить мифологическое мировоззрение и его взгляд на время;
- рассмотреть сущность и категории времени в мифологии;
- определить место времени в мифологической картине мира;
- выявить истоки и характеристики мифологического восприятия времени;
- проанализировать мифологические представления о прошлом, настоящем и будущем времени;
- рассмотреть особенности мифологического представления о времени в культурах разных народов;
- выявить связь времени с пространством;
- проанализировать конфликт в мифологической природе времени, послуживший толчком для становления времени как научной категории.
Датасет научного исследования
Проблематика
В условиях цифровой экономики центральным элементом хозяйственной деятельности и наиболее ценным ресурсом становятся данные. Достижения научно-технического прогресса сегодня настолько выдающиеся, что позволяют проводить интеллектуальный анализ данных на базе искусственного интеллекта ( AI ) с применением технологий обработки Больших данных ( Big Data ). В связи с этим в условиях цифрового технологического уклада возникают новые потребности научного исследования в статистике, удовлетворить которые не способны ни текстовые отчеты, ни даже цифровые базы данных. Решить эту проблему позволяют датасеты – интерактивные базы цифровых данных, позволяющие автоматизировать научные исследования. Чтобы лучше понять сущность и особенности датасетов, их преимущества, а также научиться эффективно использовать их в научных исследованиях, предлагается пройти мастер-класс.
Задачи
- рассмотреть значение статистики для проведения научного исследования;
- выявить новые потребности научного исследования в статистике в условиях цифрового технологического уклада (обоснование потребности в дата сетах);
- провести обзор международной и российской статистики и оценить ее применимости для проведения научного исследования;
- определить понятие и особенности датасета по сравнению с другими формами представления статистических данных;
- рассмотреть примеры датасетов по мировой и российской экономике;
- провести обзор датасета «Большие данные современной мировой экономики: цифровая платформа для интеллектуальной аналитики – 2020»;
- провести обзор датасета «Интерактивная статистика и интеллектуальная аналитика сбалансированности региональной экономики России на основе больших данных и блокчейн – 2020».
Университет, где учат учиться: альтернативная модель образования
Проблематика
Умение учиться составляет основу образования. Традиционная модель обучения, сосредотачивающая его в здании университета в период формального образования, не отвечает актуальным потребностям современного человека, который постоянно нуждается в новых знаниях. Технологические изменения, происходящие под влиянием научно-технического прогресса, изменяют структуру и содержание профессий. Новые вызовы современности, происходящие в контексте прогресса экономики знаний, глобализации и цифровых трансформаций, требуют гибкого обучения в альтернативной форме. Роль университета должна заключаться в том, чтобы научить учиться. Чтобы лучше понять альтернативную модель образования и получить возможность ее практического применения предлагается пройти мастер-класс.
Задачи
- определить теоретическую основу активного обучения как альтернативной модели высшего образования;
- рассмотреть активное обучение как вектор развития цифрового образования;
- ознакомиться с практическим опытом активного обучения;
- выявить потребность в активном обучении в условиях перехода российского образования в дистанционный формат;
- определить перспективы перехода на активное обучение;
- рассмотреть рекомендации по внедрению активного обучения в современную образовательную практику на базе университета, где учат учиться.
Человеческий и искусственный интеллект в индустрии 4.0
Проблематика
Мастер-класс посвящен актуальной проблематике социального предпринимательства в новую цифровую эпоху, а именно – грамотному и гармоничному балансу человеческого и искусственного интеллекта.
Задачи
- Знакомство с актуальной темой внедрения искусственного интеллекта многими предприятиями и гармоничного управления цифровыми и кадровыми человеческими ресурсами;
- Влияние активности использования человеческого и искусственного интеллекта на результативность деятельности социального предпринимательства;
- Выявление перспективных направлений использования искусственного интеллекта в социальном предпринимательстве и оценка готовности и заинтересованности в реализации данных направлений заинтересованных лиц;
- Моделирование оптимальной пропорции и варианта использования человеческого и искусственного интеллекта в социальном предпринимательстве в условиях индустрии 4 в будущем (на период до 2030 г.).
Интеграция в мировую науку: рецензируемые международные журналы и базы данных
Проблематика
Данная работа посвящена актуальному, необходимому для отечественной науки процессу интеграции в мировую науку. Сегодня для всех российских ученых очевидно, что необходимо стать частью международного научного коммьюнити, а для этого важно научиться готовить и оформлять качественную научную работу. Только актуальность, оригинальность и ценность являются истинными показателями качественной научной работы. Об этом и мастер-класс: как довести свой научный труд до необходимого мирового уровня и сделать его доступным другим исследователям.
Задачи
- Актуализация проблематики интеграции в мировую науку, описание парадигмы современного ученого, необходимость повышения рейтинга российского научного сообщества;
- История и анализ ведущих наукометрических баз Scopus и Web of Science ;
- Подробный разбор работы с БД, обзор аналитических инструментов БД;
- Подробная технология подготовки статьи к изданию в рецензируемых международных журналах;
- Особенности современной научной публикации;
- Алгоритм представления научной статьи онлайн;
- Структурированная аннотация;
- Возможные затруднения при публикации статьи в зарубежных журналах;
- Участие в международных конференциях.
Цифровое образование в россии и франции: актуальные направления и перспективы сотрудничества
Проблематика
Мастер-класс посвящен проблеме необходимости современной России и Франции внешне ориентированных концепций создания и развития цифрового образования, предусматривающих международное сотрудничество. В работе обоснуются актуальные направления сотрудничества двух стран в сфере цифрового образования, также даны рекомендации по его организации.
Задачи
- Анализ конкурентоспособности цифрового образования Франции и России;
- Значения показателей под-индекса Knowledge Франции и России в 2018 году и результаты анализа их вариации;
- Проблемы обеспечения конкурентоспособности цифрового образования Франции и России;
- Многоугольник конкурентоспособности цифрового образования Франции и России в разрезе показателей категории Training and Education;
- Рекомендации по организации сотрудничества России и Франции в сфере цифрового образования;
- Модель сотрудничества России и Франции в сфере цифрового образования.
«Воронки отсталости» как аналитический инструмент теории времени в экономике
Проблематика
«Воронка отсталости» – это авторский термин доктора экономических наук, профессора Елены Попковой, он обозначает пространственно-временной кризис в сравнении с более эффективной экономикой других стран. Эталонным регионом, как правило, являются Соединенные штаты Америки. Воронки отсталости учитывают временной фактор, что дает возможность рассматривать развитие экономики региона в своем экономическом времени.
«Воронки отсталости» представляют собой аналитический инструмент теории времени в экономике и выявляют различия в ВРП на душу населения в регионах страны. В отличие от традиционно определяемой разности или отношения ВРП на душу населения различных регионов, существенные различия при которых однозначно трактуются негативно, отставания в годах («воронки отсталости») не обязательно указывают на низкое качество экономического роста в регионе. Во многих случаях могут свидетельствовать о том, что регион развивается по собственной траектории, и это один из ключевых моментов для понимания методики Елены Попковой.
Задачи
- Знакомство слушателей с актуальным научным направлением – теорией времени в экономике и с авторской методикой расчета – «воронками отсталости»;
- Постановка и обоснование проблемы развития региональной экономики как одной из самых противоречивых проблем в развитии хозяйственных систем;
- создание пула мнений, обсуждение постановки проблемы, методологических оснований исследования, ключевых теоретических положений, гипотезы и методов исследования, результатов исследования;
- Знакомство с определением термина «воронки отсталости»; методы определения влияния «воронок отсталости» на качество экономического роста;
- Оценка качества экономического роста в регионах России;
- Расчет «воронок отсталости» в регионах России;
- Обсуждение и корректировка новых направлений научных исследований;
- Формирование наиболее полного понимания проблематики и выработка всеобъемлющей картины относительно темы мастер-класса.
Экономика будущего: искусственный интеллект против коллективного разума
Проблематика
Мастер-класс дает представление о новом общественном укладе – экономике коллективного разума, ее особенностях и взаимодействии с искусственным интеллектом.
Коллективный разум – до определенного момента это словосочетание не несло позитива, скорее – наоборот. Психология толпы, народный (а значит, сильно усредненный) вкус не может быть инновационным, прогрессивным. Сегодня мнение многих ученых изменилось настолько, что они провозглашают мудрость толпы и построенную на ней экономику коллективного разума нашим общим будущим. Ведь, согласно последним исследованиям, народ совместными усилиями быстрее, мощнее и мудрее справляется с самыми разными проблемами. Указанный феномен имеет огромное влияние на нашу повседневную жизнь. Сообща мы сильнее, а коллективное сознание во всей истории человечества играло далеко не последнюю роль в эволюции.
Преодоление отставания развивающихся стран ускорением экономического времени
Проблематика
Мастер-класс, в основу которого положена рабочая гипотеза о том, что усовершенствовать научно-методическое обеспечение сбалансированного развития экономики позволит Теория времени в экономике. С ее помощью возможно определение различий в экономическом времени развитых и развивающихся стран, тем самым можно точно и достоверно рассчитать величину отставания последних, динамику его изменения и перспективы преодоления. Цель данной работы заключается в адаптации Теории экономического времени к изучению сбалансированности развития мировой хозяйственной системы и выявлении перспектив преодоления отставания развивающихся стран на основе ускорения их экономического времени.
Задачи
- Знакомство с авторской методикой расчета “воронок отсталости”, представляющих собой процесс наращения и закрепления отставания развивающейся страны от развитой по уровню ВВП на душу населения.
- Ключевые характеристики “воронок отсталости”;
- Эмпирические результаты расчетов по странами и обсуждение, создание пула мнений относительно методики;
- Факторный анализ «воронок отсталости» в странах БРИКС;
- Подтверждение рабочей гипотезы о том, что теория экономического времени с помощью методики расчета и анализа «воронок отсталости” выявляет и точно измеряет различия в текущем состоянии и ходе экономического времени разных стран и на базе этого достоверно определяет величину отставания развивающихся стран от развитых.
Человек-время-эффективный менеджмент
Проблематика
Время – это совершенно практичный инструмент, как ручка или деньги. По мнению многих исследователей, теория эффективного менеджмента связана с экономическим временем. Мастер-класс раскроет теорию energy-менеджмента, в которой время отождествляется с энергией, и в которой есть объект – это человек, через которого управляется эта энергия. Упор в работе сделан на понимание времени как движущей энергии менеджмента. Слушатели узнают четыре главных показателя энергии и закон сохранения энергии менеджера. Большой тематический блок также посвящен теме экономического времени Present Continuous – единого времени, существующего постоянно.
Задачи
- знакомство слушателей с актуальными научными направлениями – energy -менеджментом и с авторской темой экономического времени Present Continuous;
- создание пула мнений, обсуждение постановки проблемы, методологических оснований исследования, ключевых теоретических положений, гипотезы и методов исследования, результатов исследования;
- обсуждение и корректировка новых направлений научных исследований;
- формирование наиболее полного понимания проблематики и выработка всеобъемлющей картины относительно темы мастер-класса.
Продвижение научного издания
Проблематика
По отзывам слушателей, самый актуальный мастер-класс для отечественной науки. Взгляд на научное издание как на многоаспектное явление. Исходя из многомерности научного продукта, механизм продвижения научных изданий рассматривается с нескольких позиций: ученого, научной организации и издательства. Подробный разбор проблематики продвижения, форм и инструментов продвижения, а также вопросы стимулирования интереса пользователей к научному журналу в целях повышения его рейтинга.
Задачи
- Постановка и обоснование проблематики продвижения научных изданий в России; рейтинги Scopus и WOS;
- Актуальные проблемы продвижения научных изданий в России, зависящие и не зависящие от ученых/научных издательств;
- Открытый доступ к научным изданиям как проблема на пути их продвижения; проблемы открытого доступа;
- Плагиат как проблема продвижения современных научных изданий;
- Перспективные формы и инструменты продвижения научного издания;
- Организация продвижение научного журнала в различных направлениях на примере продуктов Института научных коммуникаций.
Стратегия будущего: перспективы развития мировой экономики
Проблематика
Работа представляет собой шесть наиболее известных прогнозов развития будущего, каждый из которых рассмотрен с позиций современности и жизнеспособности. Кроме того, в работе выделены проблемы, с которыми столкнулось человечество при реализации этих прогнозов, а также последствия, к чему привели сбывшиеся проекты. Ценность мастер-класса в рекомендациях и задачах для ученых и социума, которые были откорректированы с учетом ошибочных прогнозов. Также выделены научные области, в которых необходимо углубить исследования, и инструменты для этих исследований.
Задачи
- знакомство слушателей с актуальными научными исследованиями в заявленной теме;
- создание пула мнений, обсуждение проблематики, методов исследования, результатов исследования;
- обсуждение и корректировка новых направлений научных исследований;
- формирование наиболее полного понимания проблематики и выработка всеобъемлющей картины относительно темы мастер-класса.
Отзывы
Более 2 000 научных сотрудников уже прошли обучение и делятся своими результатами
Александр Иванович Гончаров
Доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского и международного частного права (базовая кафедра Южного научного центра Российской академии наук) Волгоградского государственного университета
Эльвира Анваровна Халикова
Кандидат экономических наук, доцент Самарского государственного экономического университета, преподаватель, куратор студенческого научного общества Института нефтегазового бизнеса по направлению «Экономика»
Наталья Владимировна Банникова
Доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и мировой экономики Ставропольского государственного аграрного университета
Ирина Александровна Тарасова
Доцент кафедры «Прикладная математика» Волгоградского государственного технического университета
Виктор Павлович Кузнецов
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина
Анна Евгеньевна Материкина
Младший научный сотрудник Лаборатории региональной экономики Сочинского научно-исследовательского центра РАН
«Научные труды с международным уровнем цитирования (базы Scopus и WoS) способствуют более мягкому прохождению конкурса по занимаемой должности на очередной срок, а также сопровождаются финансовым стимулированием от руководства вуза.
Мы получили грант РФФИ «Приоритеты правового развития цифровых технологий внешнеторговой деятельности в условиях международной экономической интеграции» именно путем тщательной подготовки и проработки своего актуального и практически значимого научного проекта, что и было выявлено грантодателем в процессе конкурсного отбора. Особое значение имело то, что руководитель и исполнители гранта имели на момент проведения грантодателем конкурса научные труды на международном уровне цитирования (базы Scopus и WoS). Эти работы были опубликованы исключительно благодаря Институту научных коммуникаций (Волгоград, президент — Е. Г. Попкова).»
«Благодаря попаданию моих работ в международные журналы баз Scopus, Web of Science и высокому индексу цитирования ко мне обращаются корпорации ООО «Самара НИПИ нефть», ООО «РН-Югранефтегаз» ПАО «НК «Роснефть», МГИМО (У) МИД России и другие для выполнения научно-исследовательских договоров. Благодаря открытому мастер-классу Е. Г. Попковой на заседании УМО и сотрудничеству с ИНК стало понятно, как достичь публикаций в престижных глобальных журналах и даже перевыполнить индикаторы по индексу нашего вуза. Елена Геннадьевна —высококвалифицированный профессионал и менеджер: хочется отметить ее эффективную работу и то, как быстро она умеет организовать членов научного сообщества. Не каждому такое дано».
«Для попадания в рейтинги пришлось пройти определенный путь от понимания, что такое вообще статья, индексируемая в серьезных наукометрических базах публикаций, до умения правильно оформить результаты своих исследований на основе обучения, советов коллег, постепенного накопления собственного опыта.
Для ученых нашего вуза публикации, индексируемые в наукометрических базах, являются обязательным условием необходимой составляющей работы каждого сотрудника — научной деятельности.
Секрет успеха для научного работника, с одной стороны, прост — это длительная напряженная работа, а с другой стороны, сложен — в нынешних условиях информационного бума и дефицита времени проведение качественного научного исследования сопряжено с целым рядом трудностей.
Зарубежная публикация — это уже признание качества работы, но всегда есть области для совершенствования».
«Это был полезный, содержательный и интересный семинар! Для себя лично получила много полезной информации: от особенностей функционирования различных наукометрических зарубежных баз (их отличий и сходств, принципов работы и т. д.) до собственно технологии подготовки статьи к изданию в международных журналах (даны понятные рекомендации по структуре статьи, содержанию каждого ее раздела, особенностей перевода и прочее).
Весь теоретический материал был подкреплен интересными запоминающимися примерами из жизни. 2 часа пролетели незаметно, и главное — появилось четкое понимание алгоритма выбора журнала и подготовки статьи для публикации в зарубежных наукометрических базах!»
«Был опыт обращения к нескольким посредникам, в том числе в г. Казани (Федеральный Казанский университет), г. Владимире (Владимирский государственный университет), г. Киеве (агентство). Из-за длительных сроков опубликования и низкого рейтинга журналов были вынуждены отказаться от них. В настоящее время работаем с ИНК (г. Волгоград), в рамках сотрудничества с которым коллектив получил возможность попасть в лучшие рейтинги. Наш НГПУ повысил свой ранг по оценкам Группы «Интерфакc» за период 2016–2018 гг. благодаря сотрудничеству с Институтом научных коммуникаций».
«Уважаемая Елена Геннадьевна!
Нахожусь под впечатлением прошедшей в минувший четверг встречи с Вами в рамках семинара по использованию ScienceDirect и Scopus в Сочинском научном центре (СНИЦ РАН).
Хочу поблагодарить Вас за интересную информацию (в том числе «закадровую») — практический опыт в публикации статей и научной деятельности в целом, которым Вы смогли с нами поделиться, для меня очень ценен. Но самое главное, пожалуй, спасибо за Ваш энергетический посыл! Благодаря Вашей открытой жизненной позиции, необычайному добродушию и оптимизму я получила мощный импульс, который, надеюсь, поможет в моей будущей профессиональной деятельности!
Хочу пожелать Вам всяческих успехов! Интересных проектов! И крепкого здоровья!»
Отзывы
Более 20 вузов-партнеров пригласили нас на мастер-класс, сотрудничают до сих пор и делятся своими достижениями от нашей работы:
Александр Иванович Гончаров
Доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского и международного частного права (базовая кафедра Южного научного центра Российской академии наук) Волгоградского государственного университета
Эльвира Анваровна Халикова
Кандидат экономических наук, доцент Самарского государственного экономического университета, преподаватель, куратор студенческого научного общества Института нефтегазового бизнеса по направлению «Экономика»
Наталья Владимировна Банникова
Доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и мировой экономики Ставропольского государственного аграрного университета
Ирина Александровна Тарасова
Доцент кафедры «Прикладная математика» Волгоградского государственного технического университета
Виктор Павлович Кузнецов
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина
Анна Евгеньевна Материкина
Младший научный сотрудник Лаборатории региональной экономики Сочинского научно-исследовательского центра РАН
«Научные труды с международным уровнем цитирования (базы Scopus и WoS) способствуют более мягкому прохождению конкурса по занимаемой должности на очередной срок, а также сопровождаются финансовым стимулированием от руководства вуза.
Мы получили грант РФФИ «Приоритеты правового развития цифровых технологий внешнеторговой деятельности в условиях международной экономической интеграции» именно путем тщательной подготовки и проработки своего актуального и практически значимого научного проекта, что и было выявлено грантодателем в процессе конкурсного отбора. Особое значение имело то, что руководитель и исполнители гранта имели на момент проведения грантодателем конкурса научные труды на международном уровне цитирования (базы Scopus и WoS). Эти работы были опубликованы исключительно благодаря Институту научных коммуникаций (Волгоград, президент — Е. Г. Попкова).»
«Благодаря попаданию моих работ в международные журналы баз Scopus, Web of Science и высокому индексу цитирования ко мне обращаются корпорации ООО «Самара НИПИ нефть», ООО «РН-Югранефтегаз» ПАО «НК «Роснефть», МГИМО (У) МИД России и другие для выполнения научно-исследовательских договоров. Благодаря открытому мастер-классу Е. Г. Попковой на заседании УМО и сотрудничеству с ИНК стало понятно, как достичь публикаций в престижных глобальных журналах и даже перевыполнить индикаторы по индексу нашего вуза. Елена Геннадьевна —высококвалифицированный профессионал и менеджер: хочется отметить ее эффективную работу и то, как быстро она умеет организовать членов научного сообщества. Не каждому такое дано».
«Для попадания в рейтинги пришлось пройти определенный путь от понимания, что такое вообще статья, индексируемая в серьезных наукометрических базах публикаций, до умения правильно оформить результаты своих исследований на основе обучения, советов коллег, постепенного накопления собственного опыта.
Для ученых нашего вуза публикации, индексируемые в наукометрических базах, являются обязательным условием необходимой составляющей работы каждого сотрудника — научной деятельности.
Секрет успеха для научного работника, с одной стороны, прост — это длительная напряженная работа, а с другой стороны, сложен — в нынешних условиях информационного бума и дефицита времени проведение качественного научного исследования сопряжено с целым рядом трудностей.
Зарубежная публикация — это уже признание качества работы, но всегда есть области для совершенствования».
«Это был полезный, содержательный и интересный семинар! Для себя лично получила много полезной информации: от особенностей функционирования различных наукометрических зарубежных баз (их отличий и сходств, принципов работы и т. д.) до собственно технологии подготовки статьи к изданию в международных журналах (даны понятные рекомендации по структуре статьи, содержанию каждого ее раздела, особенностей перевода и прочее).
Весь теоретический материал был подкреплен интересными запоминающимися примерами из жизни. 2 часа пролетели незаметно, и главное — появилось четкое понимание алгоритма выбора журнала и подготовки статьи для публикации в зарубежных наукометрических базах!»
«Был опыт обращения к нескольким посредникам, в том числе в г. Казани (Федеральный Казанский университет), г. Владимире (Владимирский государственный университет), г. Киеве (агентство). Из-за длительных сроков опубликования и низкого рейтинга журналов были вынуждены отказаться от них. В настоящее время работаем с ИНК (г. Волгоград), в рамках сотрудничества с которым коллектив получил возможность попасть в лучшие рейтинги. Наш НГПУ повысил свой ранг по оценкам Группы «Интерфакc» за период 2016–2018 гг. благодаря сотрудничеству с Институтом научных коммуникаций».
«Уважаемая Елена Геннадьевна!
Нахожусь под впечатлением прошедшей в минувший четверг встречи с Вами в рамках семинара по использованию ScienceDirect и Scopus в Сочинском научном центре (СНИЦ РАН).
Хочу поблагодарить Вас за интересную информацию (в том числе «закадровую») — практический опыт в публикации статей и научной деятельности в целом, которым Вы смогли с нами поделиться, для меня очень ценен. Но самое главное, пожалуй, спасибо за Ваш энергетический посыл! Благодаря Вашей открытой жизненной позиции, необычайному добродушию и оптимизму я получила мощный импульс, который, надеюсь, поможет в моей будущей профессиональной деятельности!
Хочу пожелать Вам всяческих успехов! Интересных проектов! И крепкого здоровья!»